Путешествия по Израилю от Натали (janataha) wrote,
Путешествия по Израилю от Натали
janataha

Categories:

Тель Шило в Танахе и в археологии.

Древний библейский город Шило, первый духовный центр сынов Израиля. Именно городок Шило в до-Иерусалимский период, до объединённого царства Давида и Соломона объединяло весь народ Израиля, все 12 колен. В Танахе этот длительный , почти четырех- сотовый период, называется время судей , а ученые и археологи называют его временем заселения страны или периодом раннего железа (Железо1).
И парадоксально и невероятно, но нет ни дискуссии между археологами ни по поводу его точного месторасположения, ни по поводу датировки описанных в Библии событий. Потому как нет несоответствий между библейским рассказом и археологическими находками на местности.
Просто поразительно, но все археологические находки в Шило подтверждают библейское описание Танаха!
Даже более того, они фантастически дополняют друг друга.
Итак, что же это было за место в истории Израиля, в истории еврейского народа?


Из Шило народ вышел делить землю обетованную, именно от сюда выход ее измерять и распределять. В Танахе мы читаем настолько точное описание границ между коленами (кланами), что становится понятным почему на этот измерительный процесс ушло целых 7 лет.
Но главное, тут, в центре земли все 12 колен собирались воедино три раза в год, на праздники Суккот , Пейсах и Шавуот . В Шило было место общего собрания народа.
Ведь именно в Шило 369 лет стоял Мишкан – шатер , внутри которого скиния завета со скрижалями завета, полученными Моисеем на горе Синай.
Здесь кушают пасхального ягненка и сюда приносят первые плоды Страны обетованной.


Мы не знаем точно как выглядел Мишкан в Шило, но Иерусалимский Талмуд описывает его нечто среднее между переносным шатром, что был у израильтян в пустыне и Храмом в Иерусалиме : нижняя часть из камня, на них деревянные столбы покрытые покрывалом.
Современная синагога Шило со всеми архитектурными деталями повторяет эту основную идею и построена в форме Мишкана.


И кроме этих трех основных праздников, был еще один неканонический, не из Торы праздник.
Это праздник, когда девушки выходили танцевать в виноградники.
И время этого праздника приходится точно на середину между Шавуотом и Суккотом. И именно в это время виноградная лоза уже налилась и зарумянилась, но еще не началась работа по сбору урожая. И длинный летний день, и горы покрытые виноградниками, и сердце требует праздника… И вот в этой живописном пейзаже, где все окрестные горы покрыты виноградниками девушки выходили танцевать!


Может мы никогда бы и не узнали об этом , не упомянутом в заветах Моисея празднике, если бы братоубийственная война колен, когда было почти полностью уничтожено колено Беньямина.
Вначале вспыльчивые сыны Израиля поклялись не давать ему своих дочерей в жены. Но потом раскаялись и сказали: приходи и бери сам.
И это было тоже тут, в виноградниках возле Шило.


По описанию, данному в Танахе, можно с точность до метра определить это место. И хотя там сейчас, просто поле с арабскими овцами, 3000 лет назад здесь был виноградник.
А еще в Шило женщина по имени Хана, зайдя в Шатер Собраний, возле скинии завета молилась, чтобы всевышний послал ей ребенка. Молитва женщины о ребенке – что может быть сильнее этого?


Последнее время этот эмоциональный библейский рассказ притягивает в Шило все больше и больше даже христианских групп, не говоря уже об еврейских.
Сюда приходят женщины для молитвы о ребенке. И что интересно, иногда она срабатывает.
После рождения долгожданного наследника одна богатая американская дамы даже пожертвовала не маленькую сумму денег на восстановление археологического парка древнего Шило и теперь на эти деньги ведутся раскопки полным ходом!


Самые первые раскопки в Шило были проведены еще в 20годах 20 века датской экспедицией. Они мало что успели найти, но стало ясно, что хирбет Сайлун – это библейский город Шило.
В 80-ых годах тут копал Финкельштейн 1-ый из университета Бар Илан .
Последнее же время раскопки ведутся постоянно почти без перерыва . И что же раскопано?


1. Раскопана стена ханаанского города. До прихода сюда израильтян, в бронзовом веке, это был маленький город с языческим алтарем для жертвоприношений и с языческими идолами. Обнесен же город был массивной огромной стеной. Но это была не совсем привычная нам городская стена.
Ведь народы, населяющие Канаан в период бронзы, еще не умели обрабатывать камни и вокруг города они делали насыпь из необработанных камней, часто очень больших по размерам.
Чтобы построить такую насыпь, надо соорудить некую рампу поддерживающую камни. Как террасы, но с наполнением землёй между стенками камней , находящимся на склоне.


В построенном виде канаанские города выглядели как возвышающиеся до небес с очень крепкими стенами. Не удивительно , что разведчики Исуса Навина, посланные узнать обстановку земли обетованной вернулись очень испуганные и сказали что земля населена исполинами и захватить их неприступные города не реально.


2. Раскопаны городские склады периода Железо-1. Т.е. израильского периода.
Построены эти склады в типично израильском стиле четырех комнат . Так строили тогда и жилые дома, и складские помещения, и даже дворцы.
Склады находятся снаружи от канаанской стены и используют ее просто как внутреннюю подпорку. Значит город не просто вырос, и занимает большую территорию. Значит город, находящийся в центре страны, чувствует себя в безопасности и оборонительные стены больше не нужны.


Но главное, в этих складах было обнаружены питасы – огромные, словно бочки, кувшины из керамики с закруглённым дном. Эти сосуды невозможно поднять, если они полные , и они являются самой характерной деталью времени заселения Страны.


Ведь сыны Израиля селились не на плодородных долинах, занятых различными другими народами. Долины с их многочисленными родниками им не удалось завоевать и они поселились в горной местности, где единственный источник пресной воды – это дождевая вода.
Но высекать в твердой известняковой скале ямы и облицовывать их известкой, чтобы вода не просачивалась сквозь породу, израильтяне научились не сразу. И как временное решение для хранения воды были изобретены эти керамические бочки.
Нигде и никогда больше не встречаются такие специфические сосуды, названые питасы , явившимися ярким примеров новой израильской культуры в Канаане.
Интересно, что прослеживается параллель между центральным значением воды В период заселения страны сынами Израиля в 10-12 веках до н.э. (в период судей, в период Железо-1) и между заселением страны евреями в 19-20 века. Ведь тогда тоже символом еврейских поселений, символом сионистского движения стала « стена и башня». Водонапорная башня!
И месторасположение поселений не в самых удобных и самых легких для строительства местах : мы идем не туда где удобно и легко, мы идем туда куда надо!


Так вот, во всех израильских поселениях периода заселения Канаана мы встречаем такие керамические бочки. Которые впоследствии, конечно, стали использоваться не только для воды, но и для хранения зерна.
Но именно в Шило мы находим целый огромный склад наполненный рядами сосудов.
При этом в городе нет ни больших конюшен, ни царского дворца. Простой рабочий городок. Но этот город три раза в год должен был кормить очень много людей. Ведь, например когда весь народ, от Негева до Галилеи собирался в Шило на праздник кущей, то это не просто романтика проживания в шалашах в течении 8 дней. Эти 8 дней кто-то должен был их кормить!
Обычно археологи радуются даже одному осколку от питасов-сосудов для хранения зерна и воды. А тут их были целые ряды. Внутри сосудов – сгоревшие в пожаре зерна пшеницы.


Из Танаха мы знаем что израильтяне воевали с филистимлянами. Воевали в Афеке, на Гильбоа, воевали по всей границе. Но потом вдруг обнаруживаем, что филистимляне находятся в центре Страны – в Геве и в Михмаше.
Что случилось?
И ты приходишь сюда, в Шило, и видишь сгоревшие в пожаре продуктовые склады. И видишь город периода Железо1 ( период судей) , и периода Железо2 ( период объединённого царства Давида и Соломона). Но между ними метровый слой пепла.
И тогда ты понимаешь что случилось.


Филистимляне поднимаются по 60-ой трасе и завладевают центром Израиля, сердцем Израиля!!!
Мда, царю Саулу ( Шаулу) досталась страна в очень тяжелом положении…
А незадолго до разрушения и сожения Шило в результате неудачного сражения сам ковчег завета попадает в плен к врагам как военная трофея.
«И сразились Пелиштимляне, и поражены были Исраэйльтяне, и разбежались – каждый в шатры свои; и было поражение весьма великое, и пало из Исраэйльтян тридцать тысяч пеших. (11) И ковчег Б-жий был захвачен, и оба сына Эйли, Хофни и Пинехас, умерли. (12) И бежал один Бинйаминянин с места сражения, и пришел в Шило в тот же день; одежда на нем (была) разодрана и прах на голове его. (13) И он пришел, и вот Эйли сидит на стуле у дороги в ожидании, ибо трепетало сердце его за ковчег Б-жий. И когда пришел тот человек рассказать (обо всем) в городе, то возопил весь город. (14) И услышал Эйли громкий крик, и сказал: что это за сильный шум? И тотчас подошел тот человек и сообщил (обо всем) Эйли. (15) А Эйли был девяноста восьми лет; и глаза его померкли, и не мог он видеть. (16) И сказал тот человек Эйли: я тот, кто пришел с места сражения, я бежал с поля битвы сегодня. И сказал тот: что же произошло, сын мой? (17) И отвечал вестник, и сказал: побежал Исраэйль пред Пелиштимлянами, и великий разгром был в народе, и оба сына твои умерли, Хофни и Пинехас, и ковчег Б-жий захвачен. (18) И было, когда упомянул он о ковчеге Божьем, упал тот с сиденья навзничь у ворот и проломил себе затылок, и умер он, ибо стар был этот муж и тяжел. А судил он Исраэйль сорок лет. (19)»
Описание военного поражения очень тяжёлое. Но от сюда можно предположить, где же стоял сам Мишкан - шатер со скинией завета в Шило.


3. Первая археологическая экспедиция датчан искала место Шатра в центре, под мечетью.
Ведь очень часто святое место наследуется следующей религией и на памятных иудейских местах появлялись византийские церкви, а потом и мусульманские мечети.
Но сейчас появилось новое предположение – снаружи от города.
Во-первых, люди должны были его видеть со всех окрестных полей, во вторых внутри тесного города не удобно собираться большому количества народа. И главное – Танах пишет что сидел 98-летний первосвященник Эли сидел около дороги, но при этом узнает о результатах сражения позже всех. Как это может быть?
Ответ только один – он сидит в воротах Мишкана, который находится снаружи от города и близко к центральной дороге. Он слеп, но надеется услышать 30-тысячную армию возвращаются домой с победой.
Человек, который бежит с поля сражения, не бежит по дороге. Он бежит напрямик по вади Шило, это около 30 км. И он сначала попадает в город, и город кричит от горя.
А Эли не слышит топота ног по дороге, но слышит плач в городе…
И вот мы видим, что на северной части холма, снаружи от города есть ровная площадка 50х25 метров. А ведь это и есть размеры Мишкана!


И если наше предположение правильное, то невольно напрашивается сравнение между нахождением Мишкана в Шило и нахождением Храмовой Горы в Городе Давида, в Иерусалиме.
А вокруг – горы. Иерусалим и горы вокруг тебя. Шило и горы вокруг тебя. Гивон и горы вокруг тебя. Если система повторяется, то это уже не случайность.


4. В византийский период в Шило действовали церкви. В раскопках найдены следы как минимум четырех церквей. Под центральной базиликой буквально была обнаружена более древняя церковь. Кресты на мозаичном полу доказывают, что построена он была в 5 веке. Через 100-200 лет церковь перестраивают.
И действует она параллельно и одновременно с другой церковью, находящейся по соседству.
Это очень странно и совсем не типично для периода раннего христианства, еще до его разделения на различные конфессии. Зачем одному византийскому поселку две церкви?


И под древней церковью 5 века была обнаружена еще более древняя церковь 4 века. До этого христианских церквей просто не существовало, так как не существовало самого христианства.


И мы видим отлично сохранившуюся мозаику высоченного качества и необычную архитектуру. Это переходной стиль между римской базиликой для административных зданий и византийской базиликой религиозного культа.
Есть абсис с восточной стороны, как у церквей. Но входной проем с широкой части, как у римских зданий.


5. Странное здание перед входом в археологический парк вызывает больше всего вопросов.
Синагога? Церковь? Мечеть? Крепость крестоносцев? А может римский языческий храм?


Коринфские капители колонн аккуратно подрезаны, словно уменьшали их высоту, чтоб вписались в потолок. Округлость в южной части похожа на михраб. На стене остатки фресок.


Есть старый рисунок с барельефом над входным проёмом. На барельефе изображены два кувшина, амфора и жертвенник. На основании этого рисунка появилась легенда, что здание – это синагога.
Впрочем, это мог быть не обязательно еврейский жертвенник, с таким же успехом это может быть и алтарь римского храма. А сам барельеф потерялся в запасниках музея Рокфелера …


6. В раскопках на тель Шило обнаружено, конечно, и много микв времен 2-ого Храма, и монеты восстания Бар Кохбы и много других не менее интересных артефактов.
А ведь раскопки продолжаются, значит нас ждут новые находки иллюстрирующее еврейскую историю, историю земли Израиля.


И вместе с раскопками продолжается жизнь еврейского народа в Шило, что в самой середине Земли Израильской, около дороги праотцов пересекающей весь центральный горный хребет, шоссе № 60.
Tags: шомрон
Subscribe

  • Песах

    «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение (Исх. 8:1)» Еврейский…

  • Почему у деревьев новый год в феврале?

    «И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар…

  • 68-ой день рождения Израиля. гора Кабир.

    День Независимости Израиля, день рождения Страны отмечали в этом году как и в прошлом два дня. Но если в прошлом году из-за холодов и ливней не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments

  • Песах

    «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение (Исх. 8:1)» Еврейский…

  • Почему у деревьев новый год в феврале?

    «И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар…

  • 68-ой день рождения Израиля. гора Кабир.

    День Независимости Израиля, день рождения Страны отмечали в этом году как и в прошлом два дня. Но если в прошлом году из-за холодов и ливней не…