Путешествия по Израилю от Натали (janataha) wrote,
Путешествия по Израилю от Натали
janataha

Categories:

наскальная живопись горы Арков

Арков - на арабском просто "гора". Так что гора Арков - это масло масленое.
Находится гора возле 40-ого шоссе, напротив всем знакомого Авдата - набатейского города.
Кроме национального парка, там есть заправка, кафе Арома и Макдональс.
Но не только сейчас она находится возле дороги. В древности здесь тоже была дорога. Даже больше чем дорога, тут был один из центральных перекрестков международных столбовых дорог.
Посмотрите на карту и прочертите прямую линию от Арада к Кадеш Барнеа. И эта та самая "дерех атарим", по которой Моисей вначале повел народ свой напрямик в землю обетованную. Правда, в Арад их не пустили и пришлось идти в обход. Долго идти. Но это уже другая история.
В том месте, где дорогу Атарим пересекает дорога Благовоний в сторону Шифты, вот на этом перекрестке, прямо около Авдата и находится гора Арков.
Так что не спроста место это было очень оживленной дорожной развязкой.


Если же учесть, что лет так 30-40 тысяч назад климат в Негеве был намного более мокрый ( 300мм осадков в год вместо сегодняшних 50мм), то ничего удивительного, что человек тут появился где-то в период палеолита.
Во всяком случае, на одной из соседних горок - Рош Цин - археологический сайт мустьерской культуры.
В свете же находок последних лет, значимость горы Арков вполне может если и не соперничать, то немного подвинуть знаменитую гору Каркум. Во всяком случае до Каркума добраться не легко. А до Аркова почти рукой подать!


Итак, в путь!

Археология пустыни
На археологическом сайте мы привыкли к высоким и живописным развалинам, гладким камням, чему-то большому. И даже в пустыне при слове "археология" ожидаем увидеть как минимум четырехкомнатный дом.
Но проблема в том , что очень часто не увидев грандиозных строений, мы проходим мимо и не замечаем кое-что важное.
Например, сложенные полукругом камни, площадку, очищенную от камней и несколько кусочков кремня....
Что это за кремневые осколки? и как отличить просто камень от обработанного руками человека и превращенного в орудие?


Научное определение орудию очень простое. Если у камня есть четыре и более не естественных сколов, то это орудие. Хотя, скорее всего не то, что мы привыкли видеть в музеях.
Вот представьте - человек сидит, взял камень, обработал его и унес с собой. Орудие, что он делает, он уносит с собой. Что же остается? Остатки, осколки от работы. И это не менее важно в археологии, чем любая другая находка.
И площадка, очищенная от мелких камней, окруженная рядом булыжников и с большим количеством таких осколков посередине - это важный археологический сайт!


Идем дальше. Под ногами валяются черные керамические черепки.
Это керамика из Газы, характерный цвет местного производства. Она встречается по всему Негеву и в южной Шфеле, как самый верхний, т.е. поздний слой.


Эти осколки очень характерны для бедуинских поселений. Настоящие кочевники не используют керамику, но кочевник, который как и бедуины начинают вести частично оседлый образ и заниматься сельским хозяйствам , использовали.
И вот мы встречаем ее почти на всех дорогах Негева , и это значит, что дорога эта действующая. Что последние 400 лет люди по ней передвигались. На осликах. И везли что-то в кувшинах. Видимо один кувшин упал с ослика, и мы видим здесь эти черепки.
Вот такая археология пустыни. Главное надо понять размер, масштаб. И его искать.

Наскальные рисунки.
Они конечно завораживают. В первую очередь своей загадочностью.
Кто рисовал? Как рисовал? Зачем рисовал? Что рисовал? Когда рисовал? На большинство вопросов точных ответов мы не знаем. Но все-таки исследования и кое-какие результаты уже есть.
Наскальные рисунки Негева - это в большинстве своем "петроглифы" - рисунок насечкой на скале, в отличии от "петрографов" - рисунка, нанесенного краской, например углем, как в пещерах Европы.
Есть еще "геоглиф" - изображения на земле с помощью камней.
Так вот, у нас в основном петроглифы. И чаще всего выполненные техников точечного впечатывания. Это когда берут какой-нибудь острый предмет и молоток. Рисунок в таком случае получается состоящий из множества точек, пикселей.


Конечно такой стиль занимает много времени и сил.
Есть более простой и быстрый способ – царапание. Но есть мнение, что точечные рисунки более древние, чем нацарапанные. Хотя и не всегда так.
На одном из камней возле популярного джипового маршрута в Негеве высечен точечным стилем джип. Видимо у кого-то заглох джип, и было много времени ждать подмогу…
А как определить какие рисунки более древние и какого периода?
Так как большинство наскальных рисунков высечено на камнях с темной патиной, то видно есть более светлые и более темные рисунки. Ясно, что более темные – более древние, а более светлые – более новые. Но мы еще не умеем определять, сколько времени нужно чтобы патина заново потемнела. И кроме того слишком много дополнительных факторов влияют на этот процесс ( глубина рисунка, наклон камня, место-расположение, количество осадков ). Так что датировка по оттенкам только относительная и возможна только на одном камне.


Другой способ датировки был предложен доктором археологии Давидой Даган. Она провела исследование с помощью наиболее простого, но очень логичного и научного подхода. По теме изображений.
Ведь изображение джипа не могло появиться раньше самого джипа.
А изображение человека на верблюде не может быть раньше приручения верблюдов человеком. И даже более того, не раньше появления верблюдов именно в этих местах. Как известно, верблюды, были одомашнены позже других животных, где-то в конце 2 тысячелетия до н.э. А в Негеве они появились еще позднее. Скорее всего Авраам никогда не видел верблюда.
Давида Даган классифицировала четыре основных часто повторяющихся мотивов наскальных рисунков и на основании множества примеров, определила их датировку.
Например, мотив отпечатков ладоней и ступней, по ее заключению, появился уже после исламских завоеваний в этом районе.


Вообще это интересно, проследить влияние различных культур на наскальные рисунки.
С начало исламского периода на камнях перестают появляется изображения людей и животных. За исключением некоторого животного, называемого условно «лань» ( Яэль).
Мотив этот самый распространённый во всем Негеве и он проходит через все культуры и все эпохи. От неолита до ислама.


Туловище в виде прямой линии, четыре полоски-ноги и два огромных изогнутых рога, достающих порой до тела.
При этом иногда встречается нечто похожее, но с более четкой формой тела. Может это другое, более крупное животное? Если первое – лань, то второе – козел?


И почему почти не встречаются изображения домашних животных- баранов и коз? Ведь наверняка были периоды, когда выращивали коз и баранов.
Может быть наш подход, что изображают то что видят каждый день , обычных животных, может этот подход не правильный и изображают наоборот что-то неординарное?
Возьмем. Например еще одну тему- всадники на лошадях или верблюдах. Имеем ли мы дело с культурой всадников или наоборот, человек на коне настолько необычен, что его изображали?
Такие вопросы задают и исследователи, при чем не только в Израиле, но и во всем мире. Ведь наскальные рисунки есть везде.


Немного легче датировать наскальные надписи. Самыми первыми в нашем регионе появляются надписи на греческом. Большинство же надписей на различных диалектах арабского языка, включая тумудит – древнеарабский.
Кстати, большинство найденных рисунков сделаны на темной патине, но не все. А может на светлом фоне их хуже видно и поэтому просто мало нашли.
Например, в начале маршрута по нахаль Шуалим есть рисунок на белом известняке.

Пещера
У подножья горы Арков есть пещера.
И в этой пещере есть рисунок, который профессор Эмануэль Анати датировал палеолитом.
Эмануэль Анати является сегодня самым большим в мире специалистом по наскальной живописи. Он изучал наскальные рисунки во всем мире. Наиболее он известен нам благодаря своим исследованиям наскальных рисунков на горе Каркум.
Рисунок в пещере горы Арков профессор датирует палеолитом, примерно 30-40 тысяч лет назад.
И основывает свое утверждение на технике исполнения этого рисунка.
В период палеолита люди брали естественные, природные вещи , которые были изначально чем-то похожи на что-то и дополняли. Анати считает, что в пещере есть рисунок , изображающий человека и за основу рисунка взята природная трещина.


Если это так, то на горе Арков люди находились с палеолита. И без всякого сомнения такая удобная пещера уже тогда использовалась людьми.


Геология, скалы
Что же это за камни с темной патиной, на которых найдено большинство рисунков?


На них есть окаменелости, и значит это осадочные породы. Когда-то весь район ближнего востока был под океаном.


В районе шфелы океан был то глубоким то мелким. И поэтому мягкие меловые породы там перемешены слоями с крепкими известняковыми. Тут, в Негеве не так.
Тут океан всегда был глубоким и поэтому тут есть только один водоносный слой и вся вода по нему течет в район Эйн Авдата, где есть ей выход.
Эта монументальность горной скалы влияет и на тектонику. С момента Неогена, когда образовались все эти горы, почти и не было тектонической подвижности и есть только один геологический разлом. Все тут относительно целое и форма гор является результатом только эрозии.
Большинство камней, как и положено известняку светлые.
Но есть и камни, покрытые темным налетом, патиной. Патина только сверху, как корочка. Если их разломить, то камень будет такой же внутри светлый, как и остальные булыжники.
Темный цвет поверхности получается из-за окисления железа. Когда железо вступает в котакт с кислородом воздуха, оно окисляется, и поверхность камня темнеет.
Но почему на одном камне есть патина, а на другом нет? И вообще, откуда это железо взялось? Ведь основной состав известняка – карбонат кальция – СаС0з . Однако железо есть во всех осадочных породах . В некоторых морских животных кости содержат железо, а иногда оно попадало в океан с внешними потоками. Так что железо в скале есть, но очень в маленькой концентрации и очень неоднородно. Точечное такое вкрапление железа.
И внутри скалы молекулы железа подвержены диффузии. Причем, когда начинается окисление, этот процесс как бы притягивает к себе изнутри другие молекулы железа. Так как концентрация железа в разных камнях не одинакова, то и получается, что есть камни с темной коркой, но большинство все-таки просто светлые.


Строения
1.тумули
Довольно часто в Негеве встречаются горки камней. Есть много таких горок и на вершине горы Арков. Но это не просто горки, не просто руджумы.
Это тумули.


Тумули всегда встречаются группами и всегда возле дорог. Кроме того, внутри тумули почти всегда есть квадратное строение в форме коробки из неотёсанных камней
Вокруг центральной части округлый заборчик из камней и все пространство между центром и забором заполнено землей и мелкими камнями. Иногда эти камни закрывают и центральную квадратную форму.
В большинстве случаев внутри центральной квадратной формы найдены кости и вещи, положенные вместе с покойным. Значит это гробница.
Но почему гробницы здесь? Может просто , чтобы не тащить далеко, умершего на дороге, хоронят прямо на дороге? Проблема в том, что такое захоронение требует много работы, много сил и времени. Для чего такие затраты усилий? Или это религиозный объект , когда духи предков охраняют дорогу?

2. Прямые линии.
Кроме тумули есть еще и просто прямые линии из камней.
Они еще более загадочны. Потому что это не захоронения и тут не находят ничего. Так что даже датировать их мы не можем. Некоторые археологи датируют линии по соседним тумулиям. Но это более чем спорно.
Два ряда массивных камней, высотой один или два камня, заполненные посередине землей и мелкими камнями. 70-90 см шириной. Не более 70 см высотой. И большинство таких линий идут по топографическим линиям, иногда продолжая группы тумули, создавая одно направление.


И у нас нет ни малейшего понятия что это!
А самая известная линия камней – линия кей – между горой Рамон и горой Ромем вообще исключение, она пересекает долину, спускается и поднимается.

3. Линии в форме П
Линия камней в форме буквы П. Открытая часть обращена на восток, как вход в бедуинских палатках Но тут не было палатки, так как центральная часть не расчищена от камней.
Кроме того палатки квадратной формы появляются в Негеве только 300 лет назад.
Или это все-таки какое-то святое место типа пустынного храма?


4. Ступки
Такие выемки в скале, чаще всего размером со стакан, напоминают ступки. Эти необычно большие, как миски. Ясно, что это не природное явление, это высечено человеком. Но для чего?
Может для перемалывания зерен? Размер ступки обычно подходит для количествпа муки на одну лепешку. Если мы говорим о группе кочевников, то что они шли от выемки к выемке делать хлеб? Кроме того скала тут известняк и при перемалывании будет известняковая крошка.
Нам известны культуры, что использовали именно такие высеченные ступки, но не в известняковых породах.
А когда так много непонятного, то сразу высказывается предположение, что это место религиозного культа. Особенно тут. Три симметричные выемки около ровной площадки. Тут резали, тут сжигали… Ну просто идеальный мангал для дома!


5. Тулелат эль-анаб
Такие кучки камней тоже встречаются часто в Негеве. Бедуины называют их «Тулелат эль-анаб», но для чего они использовались, не знают.
Есть две теории. Первая, что это виноградники. Ведь в приролде виноградная лоза стелися по земле. Так почему бы не придать земле более удобную форму. Вторая гипотеза говорит, что горкт образовались в результате расчистки земли от камней. Чтобы земля со склонов гор ушла вниз в долину, на поле. Или чтобы направить поверхностные дождевые потоки более целеноправленно все в туже обрабатываемую низину.
Но почему тогда они все такие симметричные? Например, встроенные в четкую линию? И кроме того, видно, что камни с земли не убраны. Впрочем, может быть, что вообще нет никакой связи между этими и другими насыпями в пустыне.


6. Мацевот
Помните библейский сюжет о Яакове, который выходит из родительского дома ( родительской палатки), что около Беер Шевы, идет в Харан и где-то по дороге ложится спать. Ночью ему снится сон про лестницу с ангелами и он понимает что в этом месте есть присутствие бога. Камень, который он положил, себе под голову, он ставит как постамент и Танах нам точно рассказывает о размере этого постамента!
В данном случае это то, что помещается под головой.

«18. И поднялся Йааков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и положил его постаментом, и возлил елей на его главу. 19. И нарек имя месту тому Бет-Эль; однако Луз — имя города изначально. 20. И дал Йааков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и хранить меня будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы облачиться, 21. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Господь мне Б-гом, 22. (То) камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б-жьим, и от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе.» ( Берешит 28)


Когда мы ходим по Негеву, то такие постаменты встречаются очень часто. Но просто мы их обычно не замечаем. Вот стоят три камня, средний немного выше, так это уже храм. Или два камня, один побольше и один поменьше. Современному человеку сложно понять, что это тоже храм, что это дом бога.
А теперь посмотрим еще внимательнее. Камень стоит на узком основании, явно это не случайно, а поставленный искусственно. И на его вершине растет мох в такой концентрации, в котрой нет ни на одном камне вокруг. Что - то необычное. Ведь чтобы выросло столько мха на вершине одного камня, надо чтобы именно сюда приходили регулярно люди и что-то возливали. Воду? Кровь? Элей?


Какому богу молились тут? Может богу плодородия? Ведь самый ранний мотив, что мы встречаем на наскальных рисунках во многих местах Земли – это х или + . Есть разные версии, но это просто крест. И еще кружек – 0. Женское и мужское начало? Хотя возможно, что все интерпретации колечек и крестиков просто фантазии и ассоциации современных ученых.

Заключение
И в заключении хочу только сказать, что гора Арков не является заповедником , значит ходить тут можно не только по размеченным тропинкам .Но так территория принадлежит военной базе, перед прогулкой ( особенно в будние дни) надо получать предварительно разрешение у министерства безопасности. Ведь временами там бывают учения. В день, когда я там была, учения как раз были, и рев военных самолетов мешал наслаждаться тишиной пустыни.


А еще большая просьба ко всем туристам не наступать на камни с наскальными рисунками и не сидеть на них! Совершенно нечаянно вы можете причинить непоправимый вред этим уникальным образцам древней человеческой культуры. Давайте бережно относиться и к природе, и к нашей истории!
Tags: негев
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Суздаль 6.06.21

    В том государстве есть (часть) которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики Там есть такие главные города: Moramar (Муром), Rostofa (…

  • политика

    - Нельзя договариваться с тем, кто пришёл тебя убивать -Если арабы сложат оружие, настанет мир. Если евреи сложат оружие, не будет евреев (с) Голда…

  • лес Барам 17.05.21

    Волшебный, сказочный лес. Настоящий, дубовый! Хотя дубы тут не очень старые, не тысячелетние. Но лес естественный, в отличие от сосновых искусственно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment