Путешествия по Израилю от Натали (janataha) wrote,
Путешествия по Израилю от Натали
janataha

Category:

Евреи и ересь в Москве XV века. Лекция Константина Бондаря - 26.12.16

"На Руси первые "жидовствующие" появились возможно вместе с распространением христианства, но полностью исчезли в 16 веке в следствии преследований и убийств."

А более подробно в лекции историка, доктора философии Константина Бондаря. "Евреи и ересь в Москве XV века", которая состоялась 26.12.16 в Тель Авиве, магазин Бабель.

Мой конспект лекции:
Конец 15 века, год 1470 - Новгород борется за независимость от Московского княжества ( князь Иван 3-ий уже уморил голодом в темницах своих братьев и становится самодержавным правителем, стремительно расширяя свои границы).
Новогородцы созывают ополчение и приглашают на службу возглавить оборону князя из Киева.
Киев в то время входил в состав Литовского княжества и там была большая еврейская община.
Вместе с князем из Киева в Новгород прибывает некий еврей Зхария.

И в Новогороде появляется тайное общество жидовствующих.
Когда Иван 3-ий завоевывает Новогород, он забирает в Москву и 2-ух новгородских священников, которые втайне были жидовствующими и так ересь оказывается в Москве.
Возможно что жидовствующими становятся и часть москвичей приближенной к власти.
1492 год - 7000 год от сотворения мира по старому византийскому календарю.
Москва живет именно по византийскому календарю и ожидает в 7000-ом году конца света. Который не наступает. Укрепляя этим позиции еретиков, которые конечно признают только еврейский календарь.
Князь и его двор закрывают глаза на ересь жидовствующих, не смотря на доносы.
Позиции при дворе неоднократно меняются и в конце концов права наследования передаются сыну Ивана 3-го - Василию ( отцу Ивана Грозного), невестку с внуком ссылают в опалу .
В это же время наступает окончательное решение еврейского вопроса, т.е. окончательная расправа над московскими еретиками.
Духовный и административный лидер расправы - Иосиф Волоцкий ( который основал монастырь Волоцкий). Именно он убедил великого князя покончить с ересью и его линия принята на церковном соборе.
Все еретики были публично сожжены на костре в Москве.
И только память об этой ереси еще немного задержалась в церковных спорах.
Следующий царь Иван Грозный проводит выраженную антиеврейскую политику.
А были ли вообще евреи у истоков московско-новгородской ереси?
Чтобы разобраться с этим, вспомним, что представлял из себя Киев в конце 15 века. Он входил в Литовское княжество и там была большая еврейская община - ашкеназы, сефарды, кенаниты ( до-ашкеназкие еврейские общины). И да, кстати, литовские евреи имеют большой процент именно сефардов а не ашкеназов.
На всей территории Литовского княжества, Киева и Руси был общий язык и одно культурное пространство.
Новгород в отличии от Москвы был открыт иностранцам и соответственно "вольнодумству".
Князь Москвы Иван 3-ий создавая государство был заинтересован в ослаблении позиций церкви.
Еретики были против монашества и владения монастырей землей, против церковной иерархии. Возможно , что князю на каком то этапе, чтобы утвердить единоличную власть, это было выгодно.
А если предположить что вообще распространение ереси не случайно ., а по плану, то:
- в иудаизме ожидание мессии и среди каббалистов распространяется поверье, что можно ускорить приход мессии если заручится поддержкой могучего христианского государства и с помощью его армии получить себе св. Землю. Так же важно обращать в иудаизм гоев, на которых нет греха золотого тельца и поэтому став евреями, они будут намного чище и лучше самих евреев.
Очень конечно спорное утверждение, но основывается на источниках:
1.каббалистический труд раби Моше из Киева ( Моше аГоле) -שושן הסודות
2.Иосиф Волоцкий "анти-еретический трактат"
3.Труды самих еретиков. Иван Черный. Федор Курицын.
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments