Путешествия по Израилю от Натали (janataha) wrote,
Путешествия по Израилю от Натали
janataha

Вокруг Наби Самуэль

«Иерусалим - и горы вокруг него» - так звучит один из самых известных псалмов и это на самом деле так. Старый Иерусалим со всех сторон окружен высокими горами. При этом одна и наверное самая важная гора, это гора где согласно традиции, похоронен Самуил-Пророк.

Стратегическое значение горы, высота которой составляет 885 метров, не осталось незамеченным во все времена.
Именно тут по традиции находится могила пророка Шмуэя (Самуэля), помазавшего на престол и первого израильского царя Шауля и царя Давида...
Крестоносцы называли гору вершиной радости, так как считается именно от сюда во время первого крестового похода они впервые увидели Иерусалим. На самой вершине горы они построили внушительную крепость.
Турки-османы вырыли укрепления и траншеи во время Первой мировой войны.
Иорданцы покрывали это место бетонными огневыми позициями, пытаясь помешать нам вернуться в нашу столицу...
Но мы вернулись и не только тогда в 67-ом, но и сейчас в 2019 мы по вечерней прохладе жаркого летнего дня накануне месяца элуль отправились в захватывающее путешествие вокруг горы, чтобы знать больше о природных сокровищах и историческом наследии на склонах горы наби Самуэль, горы радости!

И да, на склонах горы есть множество исторических, археологических и природных артефактов. Все они спрятаны в зарослях и чтобы их найти группа волонтеров из "амитим ле-тиюлим" проложила тропу размеченную пока еще пиратским желтым цветом. Тропа временами совсем не видна, но мы идем именно по ней.

1. Иорданский бункер
Первая остановка в сосновом лесу с видом на пейзаж перед нами на соседний район ар-Шмуэль, и на окрестностей Рамот, в которых проживают более 50 000 евреев, на впечатляющую промышленную зону скалистых гор, возвышающихся на холме рядом с ним. Эти земли были выкупленны более 100 лет назад.
Бетонный иорданский бункер и вся иорданская система контролировала дорогу которая под нами, а так же главную дорогу страны к столице - дорогу № 1.

Во время войны за независимость тут еще не было деревьев и когда бригада Арэль в апреле 48-ого незадолго до объявления о создании еврейского государства получила задачу занять эту важную стратегическую высоту чтобы не допустить блокады Иерусалима, они легко завоевали высоту напротив с арабской деревней Икса и дальше пошли на лобовой штурм укрепленной горы Наби Самуэль.
Атака эта прошла неудачно по ряду причин, включая задержку войск до рассвета, в результате чего они подвергались сильному обстрелу солдат иорданского легиона, которые имели доминирующую позицию. В этом непростом сражении пало 36 солдат и командир роты Хаим Познанский.... Только 19 лет спустя, в 6-ти дневную войну 67 года гора Наби Самуэль была возвращена Израилю. И тогда же здесь посадили сосновый лес, в тени которого мы сейчас и идем.

2. Турецкий бункер.
Следующая удивительная находка лежит прямо под нашими ногами в виде просторного бункера, вырезанного с 3 вентиляционными люками. Это бункер еще со времен Первой мировой войны, построенный и используемый турецкой армией. Немного путают датировку бетонные перегородки, но по всей вероятности они были добавлены уже иорданцами. Кстати, смотрите внимательно по ноги - тут можно найти и гильзы времен 1-ой мировой войны!

3. Большая пещера
Тропа с желтой разметкой огибает гору и ведет к северной стороне горы и вдоль подножия утеса. Напротив нас - вершина холма - это и есть библейский Гивон. с видом на долину к северу от нас и современный вид на поселение его вершин. Красные крыши - это поселок Псагот и поселок Гиват Зеев.

Прогулка вдоль утеса открывает приятный сюрприз: в нем высечена широкая пещера, пещера, в которой, помимо прохладной тени и места отдыха, также обнаруживается маленький источник в углу.
Интересная история связана с этим местом - жители Наби Самуила прятались здесь во время нападения британской армии во время 1-ой мировой войны и вся деревня помещалась в этой пещере.

4. Археология и геология.

Мы продолжаем подниматься по северному горному склону, и тут интересное, редкое геологическое явление - "цнир"- на вершине меловой скалы трубчатая канавка, которая иногда появляется в известняковых скалах. Нет точного геологическое объяснение такому явлению, а тем более когда оно двойное!
Тут же в мягких меловых породах находятся и древние пещеры захоронения, которые многие очень возможно периода 1-ого Храма. Хотя конечно для более точной датировки нужны более серьезные исследования.
В продолжении маршрута мы встречаем еще несколько таких же древних пещер захоронения.
Археолог Биньямин Мазар исследуя район находил тут немало черепков периода 7-8 века до н.э. Так что вполне возможно существование поселения и даже в более ранний период.

После поворота к восточному склону горы открывается красочный вид на Неве Яков и Писгат Зеев. И так же на Тель Пуль, на вершине которого ясно виден недостроенный дворец короля Хусейна.
Далее вид и на новый Иерусалим района центральной автостанции с пиком струнного моста.

Тут же каменные заборчики разделяют территорию древних и относительно современных пастухов и фермеров, остатки с/х башни - Шумера, и даже винодавильня в стиле периода тоже 1-ого Храма! Наиболее заметная и характерная часть винного пресса этого типа - пара квадратных выемок, перпендикулярные винному прессу, в которые вставлялись деревянные балки, используемых для выдавливания виноградного сока из ягод.

5. Византийский бассейн
Крутой спуск с горы открывает нам огромный резервуар воды, пара его стен и лестниц, ведущих к его основанию, высечены прямо на скале, в то время как другие стороны построены из внушительных хорошо обработанных камней. В углу бассейна частично сохранился слой красноватой штукатурки и это позволяет легко датировать строение византийским периодом. В то время штукатурку с глиной и это придавало ей красный оттенок. В то время как например в период 2 храма штукатурку смешивали с углем...

6. Тропа родников
Направляясь в обратную сторону мы поднимаемся вдоль ущелья мимо еще одного водохранилища под большой смоковницей и доходим до колодца с чистейшей прохладной водой!
Тут даже можно ополоснуться, смыв с себя пот и усталость походного дня.
Приятный запах - это от цветка Каламинта ( Calamintha incana). Растение обычно растет около родников и используется в народной медицине в качестве средства от кишечных проблем и, поэтому если у вас кончилась питьевая вода и вы вынужденны были пить прямо из цистерны, то для профилактики можно пожевать часть этого растения и все будет хорошо. Хотя конечно лучше не доводить до ситуации нехватки питьевой воды в походе!

Далее тропа проходит мимо родников Тильтан с круглыми озерцами которые почти сплошь заполнены ряской и поэтому больше похожи на болотце.
Последний родник на тропе находится прямо на территории частого дома и далее мы заканчиваем маршрут возвратившись к исходной точке и к оставленным тут машинам...